Этот миф вызван в первую очередь тем фактом, что в
интернете в различных странах существуют сайты, весьма похожие на
ВКонтакте по своему стилю и идее. Фактически, в каждой стране есть
подобный ресурс: США - facebook.com, Австралия - studentface.com.au,
Великобритания - bebo.com, Китай - xiaonei.com, Германия - studivz.de,
Испания - estudiln.es, и т. д. В России чаще всего слышат о сети
facebook как об одной из наиболее крупных мировых сетей.
Еще в марте я начал призывать пользователей ВКонтакте
пользоваться этими сайтами для того, чтобы искать друзей в других
странах ( http://vkontakte.ru/blog.php?nid=38).
Этой пропагандой я занимаюсь до сих пор, потому что даже когда мы
переведем ВКонтакте на другие языки, большая часть аудитории других
стран останется зарегистрирована на соответствующих сайтах. Тогда
я обращал внимание пользователей на внешнее сходство всех этих
ресурсов. Схожая колоночная структура всех сайтов такого рода впервые
была опубликована в хрестоматийной книге по дизайну (The CSS Anthology)
и со временем стала стандартом для многих социальных сетей. Тем не
менее, так как именно внешнее сходство ВКонтакте и любого из этих
сайтов приводится как свидетельство факта заимствования, остановлюсь на
этом моменте подробнее. Те, кто разбираются в веб-дизайне и
каскадных стилях CSS, понимают, насколько легко поменять местами
колонки на страницах, изменить цветовую гамму на другую, изменить
ощущение от сайта до неузнаваемости. Обычно это полчаса работы. В то же
время, самая сложная работа по созданию интернет-проекта вроде
ВКонтакте относится к написанию внутреннего PHP кода, проектирования
баз данных, тонкой настройки серверов и другой внутренней разработке. Эту
работу невозможно ниоткуда скопировать, потому что высокотехнологичные
разработки такого рода наиболее ценны и строго засекречены. По этой
причине невозможно, скажем, взять и скопировать поисковый сайт Google,
сделав из него еще один поисковый ресурс. Всю работу нужно проделывать
с нуля самостоятельно. С нуля была написана каждая из социальных сетей
в соответствующей стране. Возникает вопрос: к чему
придерживаться одних и тех те стандартов и создавать внешне похожий
сайт, если технологии веб-дизайна позволяют в считанные минуты менять
впечатление от ресурса до неузнаваемости? Вслед за другими
разработчиками, я считаю, что социальные сети созданы для объединения,
а не для разъединения людей. В этом - философия всего проекта
ВКонтакте. Когда мы проектировали ВКонтакте, мы не хотели, чтобы он
стал еще одним водоразделом между Россией и всеми остальными странами. Мы
изначально готовим пользователей к тому, чтобы они могли, если это им
будет нужно, пользоваться схожими социальными сетями в других странах
для поиска иностранных друзей. Им будет просто в них разобраться, даже
если они не знают иностранного языка, потому что они привыкли
пользоваться похожими функциями в контакте. Точно так же наши
иностранные друзья смогут быстро разобраться в Контакте, если их
заинтересует поиск по русскоязычной базе. Однако забавно, что
даже если бы мы радикально изменили дизайн ресурса, это не избавило бы
нас от обвинений в плагиате и заимствовании. Обвинения такого рода
преследуют любой успешный проект. Даже наших американских коллег,
которых называют родоначальниками всех социальных сетей такого рода,
несколько раз в год обвиняют в краже кода, суды проходят ежемесячно. С
ВКонтакте все намного проще: ни одна зарубежная или российская
организация не обвиняет ВКонтакте в "плагиате". Это попросту глупо, так
как создатели аналогичных ресурсов заграницей знают о том, чем
определяется сходство интерфейсов. У нас очень хорошие отношения и с
нашими американскими, и с немецкими, и с китайскими коллегами. Часто мы
обмениваемся идеями и вырабатываем общие принципы.
Автор: Павел Дуров
|